Цифровизация делает судоходство эффективнее, но повышает риски: каждое третье судно имеет критические уязвимости. Одна заражённая флешка или фишинговое письмо могут вывести из строя навигацию, связь или управление
📌 Уязвимы все типы судов от траулеров и буксиров до балкеров с устаревшими системами — любые суда, где IT- и OT-сети связаны
⚠️ Основные угрозы, выявленные экспертами:
• слабые или стандартные пароли;
• отсутствие регулярных обновлений навигационных и машинных систем;
• смешанные сети (когда офисный интернет связан с системами управления ходом и энергетикой);
• использование USB-устройств без проверки;
• отсутствие инструкций для экипажа при инциденте.
📘 IMO уже требует учитывать киберриски
Согласно резолюции IMO MSC.428(98), судовладельцы обязаны включать киберриски в систему управления безопасностью. То есть кибербезопасность теперь — не рекомендация, а часть обязательной безопасности судна
🛡 Что должны делать экипажи и судовладельцы:
🟢обновлять ПО на ECDIS, VDR, системах связи и управления;
🟢 разделять сети IT и OT, чтобы вирус из офисной сети не парализовал управление судном;
🟢 использовать уникальные пароли и двухфакторную аутентификацию;
🟢 запрещать запуск неизвестных файлов и флешек;
🟢 тренировать экипаж — кибератаки сегодня начинаются не с хакера, а с обычного письма.
Кибератака может нарушить работу судна не хуже шторма. Задача отрасли — относиться к цифровой безопасности как к физической
Seamen’s Club 🇺🇦 | #образование